Схема размещения запчастей головки зернового элеватора комбайна CLAAS Lexion 480
Mercedes-Benz – марка автомобилей и двигателей, что изготавливаются немецким концерном Daimler AG ( предыдущее название Daimler Chrysler и Dainler-Benz). Наиболее использована короткое натиенование данной техники – Мерседес. Слово это происходит от испанського женского имени, которым звали дочь одного из торговых партнеров компании, известного гонщика Эмила Еллинка (Emila Jellinka). Mercedes-Benz всегда выступает пионером среди разработчиков двигателей к тяжелой автомобильной, строительной, дорожной и сельскохозяйственной техники.
Первый дизельный грузовик
В почале ХХ века все грузовые автомобили ездили на бензиновых двигателях. Первые три экземпляра 5-ти тонных грузовиков ОВ с дизельными двигателями покинула ворота фабрики Daimler Motor Company (Daimler-Motoren-Gesellschaft, DMG) осенью 1922 года. Новаторское применение дизельных двигателей позволило уменьшить потребление топалива на 83 процента по сравнению с традиционными бензиновыми двигателями. Первый грузовой дизель развивал мощность 33 kW (45 л.с.) при 1000 об/мин. В 1923 году в Берлине компания запустила в производство следующий дизель для грузовиков,мощностью 29 kW (40 л.с.)
Рождение двигателей OM
Первый дизель, розработанный совместно после соединения Benz и Daimler - шестицилиндровый OM 5, который появился в 1927 году. При объеме в 8,6 литров он выдавал мощность 55 kW (75 л.с.). С этоговремени двигатели Mercedes-Benz обозначаются буквами OM, что походят от немецкого слова"Ölmotor", которым в то время назвывали продукцию Дизеля Традиционными двигателями грузовиков в то время были карбюраторные бензиновые двигатели. Перелом настал в 1932 году, одновременно с первым легким грузовиком Mercedes-Benz Lo 2000 с дизельным двигателем OM 59 объемом 3,8 литра и мощностью 40 kW (55 л.с.).
Невероятная судьба серии 300
Серия 300 является легендарной среди дизельных двигателей. Ее история охватывает пол-столетия и начинается в довоенные сороковые годы. Именно тогда начались роботы по созданию новых четырех- и шестицилиндровых двигателей OM 301/302. Прерваные нацистами исследования были возобновлены в послевоенный период. Новый двигатель указанной серии под ником OM 312 появился в 1949 году. Он быв почти идентичным базовым довоенным аналогам, имел одинаковое расстояние между цилиндрами, диаметр цилиндра 90 мм. Разница состояла в размерах головки и робочим ходом цилиндров,увеличенным с 95 до 120 мм. При объеме 4,6 литра двигатель выдавал мощность 66 kW (90 к.с.).
Первый турбодизель Mercedes-Benz
В 1954 году Mercedes-Benz представил первый турбированный дизельний двигатель под названием OM 312 A, мощностью 85 kW (115 KM). Первым его предназначением были пожарные машины. Использовался он также в современных комбайнах CLAAS. Однако двигатель не получил популярности. Причина - появление нового дизеля OM 321 объемом 5,1 литра и мощностью 81 kW (110 л.с.), что отличался увеличенным диаметром цилиндра до 95 мм.В 1956 году состоялся дебют очередной генерации турбированных двигателей - OM 321 AM (название походит от "Aufladung mild", что означает "мягкий турбонаддув ") выдавал сперва мощность 93 kW (126 л.с.), затем 97 kW (132 л.с.) В 1959 году появился свободновтягующий щестицилиндровый OM 322 объемом 5,675 литров, а годом позже к нему присоединился его четырехцилиндровый аналог OM 324.
Очередной шаг розвития четырех- и шестицилиндровых двигателей с непосредственным впрыском – двигатели OM 314 и OM 352/352 A мощностью до 124 kW (168 л.с).
Из-за финансового кризиса 80-х годов работы над следующей генерацией двигателей были приостановлены. Состоялась лишь существенная модернизация существующих двигателей, которая завершилась на меже 1983 и 1984 годов дебютом четырех- и шестицилиндрового дизелей OM 364/366 объемом соответственно 3,97 и 5,96 литров и мощностью до 147 kW (200 л.с.), со временем поднятой к 177 kW (240 л.с.).
После выпуска более двох миллионов штук и впровадженням в Европе экологических норм выбросов Euro III в 1996 году, двигатели серии 300 ушли на “пенсию”- но только в Старом Свете. На других рынках они выпускались еще не один год. Так , еще в 2009 году, после 60-летия со дня рождения первенца - OM 312, в Бразилии анонсировали модель L-1620 Classic с классическим двигателем OM 366 LA мощностью 155 kW (211 л.с.), базовая конструкция которого не изменилась от 1949 года.
Мощность серии 400. Интеркуллер. Кардинально новая серия двигателей для тяжелых грузовых автомобилей и тракторов появилась на рынке в 1970 году. Первый двигатель этой серии ОМ403, поставленный на траке имел V10 цилиндров, общим объемом 16 литров и обеспечивал мощность 235 kW (320 л.с.) при 2500 об/мин. Появление двигателя было вызвано необходимостью исполнения решения немецкого федерального министерства транспорта от 1968 года,согласно которому с 1972 года новые транспортные средства должны были иметь двигатели мощностью 6 кВт (8 л.с.) на каждую тонну полной массы автопоезда. Это решение стало критичным для техники, которая должна тянуть тяжелые прицепы (фуры и трактора). Мерседес-Бенц приступил к розробке новой серии двигателей в 1969 году. В 1972 году серию 400 расширили за счет двигателя V8, объемом 12.8 литров,мощностью 188 кВт (256 л.с.) при 2500 об/мин. Он получил обозначение ОМ402. В 1975 появился V6 двигатель OM401 с еще меньшим объемом - 9,6 литров и мощностью 141 кВт (192 л.с.) при 2500 об/мин.
Важным для Мерседес-Бенц можно считать 1980 год – появление первого турбозаряженого двигателя с интеркуллером. Благодаря использованию остаточной энергии выхлопных газов для раскрутки турбокомпрессора и предварительному охлаждению с помощью интеркуллера сжатого входного воздуха удалось повысить топливную эффективность двигателей. Так, новый V8 дизель ОМ422 объемом 14,6 литров выдавал сначала 243 кВт (330 л.с.), а со временем и 276 кВт (375л.с.). В 1982 году технология интеркуллера була использована на серии 300, а именно в двигателе ОМ362А.
Переломная серия 900
В 1996 году состоялись радикальные изменения тяжелых двигателей Mercedes-Benz. Дебют серии 900 приходит на весну и подкреплен инновационными элементами: электронная система управлення, непосредственный впрыск топлива с роздельными насосами для каждого цилиндра.Гамма двигателей серии 900 з самого начала складывалась из чотырех- и шестицилиндровых дизелей. Двигатель OM 904 LA объемом 4,3литра производил 125 kW (170 л.с.), а шестицилиндровый OM 906 LA объемом 6,4 литра достигал мощности 205 kW (279 л.с.). В обоих случаях использован турбонаддув и предварительное охладжение воздуха. Максимальный крутящий момент досягался в интервале от 1200 до 1600 oб./мин. Увеличение диаметра цилиндра с 102 до 106 мм, а также хода поршня с 130 до 136 мм увеличило потенциал серии 900. Четырецилиндровый OM 924 LA объемом 4,8 литра мощностью 160 kW (218 к.с.), а также шестицилиндровый вариант, объемом 7,2литра достиг мощности 240 kW (326 л.с.).
Следующий этап эволюции серии 900- это испльзование технологии BlueTec, представленной компанией Mercedes-Benz в 2004 году. Блок селективного восстановления SCR с апликаторм AdBlue сделал возможным выполнение норм выбросов Euro IV i Euro V, и самое главное уменьшил до 80% выбросы в атмосферу вредных веществ, причем без уменьшения выходной мощности . Единовременно замечена значительная экономия топлива. С самого начала серия 900 задала стандарт экологии и топливной эффективности в своем классе. Уже изготовлено более миллиона указанных двигателей. Новые разработки OM 934/936 подерживают уже нормы Euro VI. Mercedes-Benz в очередной раз подтвердждает позицию технологичного лидера среди производителей дизельных двигателей.