Зерноуборочные комбайны FORTSCHRITT

Зерноуборочные комбайны FORTSCHRITT
Комбинат Fortschritt - крупнейший производитель сельхозтехники на територии бывшей ГДР (Германской Демократической Республики, DDR). Начиная с 1978 года вся техника, выпускаемая здесь носила логотип Fortschritt. Комбинат образован в 1951 году путем объединения пяти независимых фабрик Северной Саксонии, занимавшихся производством сельскохозяйственной, строительной и деревообрабатывающей техники. Производство зерноуборочных комбайнов, пресс-подборщиков, косилок занимало на комбинате основное место.

История производства комбайнов в ГДР

Производство зерноуборочных комбайнов на территории ГДР началось при техническом содействии Советского Союза. За основу была взята модель S-4 (Сталинец). Запустили производство в 1948 году. Комбайн оснащался 4-метровой жаткой, 6-ти цилиндровым бензиновым двигателем. Тогда еще на комбайнах не было вариатора. В 1953 году комбайн получил дизельный двигатель и был переименован в Е-171. Параллельно с ним производилась модель Е-173 с 3-х метровой жаткой. Зерновой бункер почти отсутствовал, а отделение для соломы имело форму бочки-цистерны. В конце 50-ых годов появились модели Е175 с 3 м жаткой и Е176 с 3 м и 3,6 м жатками, последняя из которых отправлялась исключительно на экспорт. Комбайны имели зерновые бункеры объемом соответственно 1,3 и 1,7 кубических метров. Другие комбайны серии - Е174 и Е177 впервые были оборудованы гидравликой, которая служила для управления жаткой. Здесь же была применена регулированная скорость вращения барабана, которая находилась в пределах 385-1250 об/мин. Все модели имели унифицированный двигатель и трансмиссию. Наиболее распространенной моделью являлся комбайн Е175. Он производился до 1975 года.

Серия 500. Начало. Модели Е512, Е516

В 1968 году устаревшую серию комбайнов E170 заменено на абсолютно новый комбайн E512. От своих предшественников он отличался в первую очередь размерами. Так основная жатка получила ширину 426 см, а альтернативная - вплоть до 570 см. Молотилка достигла по ширине 128 см. Тракторный 6,5-литровий двигатель Fortschritt выдавал мощность 105 л.с.. Улучшились условия работы механизатора, а именно размер кабины и уровень шума, что не превишал 85 дБ.
 
В 1977 году была представлена очередная модель - E516. Это был комбайн с гидростатической трансмиссией, 13-литровым V8 (228 л.с.) двигателем. Размеры жатки достигали соответственно 670 или 760 см. Управление работой цилиндра молотильного барабана диаметром до 80 см и его контроль были положены на гидравлику. Кабины были оборудованы кондиционерами, в крайнем случае тех комбайнов, что экспортировались на западно-европейские рынки, в частности шведский, французский и финский. Максимальный успех продаж Е512 приходился именно на Швецию.

Серия 500. Развитие. Модели Е514, Е516В

В 1983 году на смену Fortschritt Е512 пришла новая модель Е514 с двигателем, мощностью 115 л.с. Комбайн стал универсальным и мог комплектоваться жатками 360, 420, 480, 570 см. Механическое управление основными узлами почти полностью заменено на гидравлику. В это же время появилась модель Е516В, отличающаяся чуть большими размерами. Одновременно Fortschritt вводит новую окраску на свои комбайны. Они превратилась в комбинацию белого и синего, потом зеленого и белого. Часть экспортных машин имела красный цвет.

Идеальные комбайны Е517 и Е524

В 1988 году появился комбайн E517. Производитель заявлял об уменьшении потерь по сравнению с предшественниками на 30%. Изменения затронули зерновой бункер, который вырос в объеме до 5,5 тонн. Базовым оборудованием стал компьютерный контроль потерь зерна. Гарантия на комбайн достигла 3 лет.
 
В 1989 году выведен на рынок средний комбайн E524 с 6-цилиндровым 9,2-литровым двигателем мощностью 152 л.с. Модель имела абсолютно новую кабину, зерновой бункер емкостью 48 геткалитров и жатку шириной от 3,6 до 5,4 м. Трансмиссия була механической.

Объединение Германии. Последние, наилучшие модели Fortschritt.

Год 1989-й вошел в историю Германии как год падения Берлинской стены и объединения ГДР и ФРГ в единое государство. Более 90% продукции Fortschritt экспортировалось в страны СЭВ (соцстраны, в основном СССР). После развала берлинской стены и объединения валют единой Германии завод потерял свой рынок сбыта и естественно испытывал финансовые трудности. В то же время у комбината появились новые возможности по комплектации своих изделий более качественными “западными” запчастями. Как результат, на смену комбайну  Е517 пришел E518, отличавшийся новой комплектцией: 11-литровым, V6 двигателем MERCEDES мощностью 222 л.с. и гидравликой BOSCH.
 
После приватизации бывшего государственного предприятия в 1990 году новым собственником Fortschritt стала компанія MDW Mähdrescherwerke GmbH (Fortschritt Mähdrescherwerk Bischofswerda/Singwitz). Новым фирменным цветом стал темно-синий. В линейку продуктов вошли уже знакомые Е514 и Е524, а также их модификация Е514 S, которая построена на элементах Е521 и Е514. Это был более мощный комбайн, с новой кабиной, большим зерновым бункером и системой резки Шумахер.
 
В 1993 году серию Е500 завершил флагман, самый крупный комбайн под названием Е527. Он был оснащен новыми двигателями: Perkins, Volvo Penta или MB OM441. Как и в предыдущих моделях Е514 и Е521 основа трансмиссии здесь была построена на базе гидравлики. Что касается комплектации, то для похожих моделей она сильно отличалась. Так Е525 был почти на 70% дороже, чем аналогичная, но чуть меньшая модель Е521. Несмотря на модернизированный ряд комбайнов серии MDW Fortschritt их производство упало с 4500 до 300 в год.

Союз с “International Harvest Corporation (IHC) & CASE”

И все же капитализм сделал свое дело и с таким социалистическим гигантом, как Fortschritt, который являлся №1 в ГДР по экспорту и каждый день отправлял на Восток эшелон готовой продукции. Завод переходили из рук в руки, пока в 1997 году не получил нового собственника - компанию Case IH (CASE & International Harvest Corporation), США. Продукция Fortschritt получила новый бренд CF (Case+Fortschritt).
 
Объединение агрогигантов оказалось полезным для двух сторон. Так Case IH, который традиционно использовал для разделения зерна и соломы роторы получил доступ к клавишной технологии, а Fortschritt проводил исследования по усовершенствованию своих комбайнов, путем соединения преимуществ системы соломотрясов с роторной системой очистки. Это повлияло на тенденции по модернизации существующих комбайнов Fortschritt. Так на двух крупнейших моделях гигантский 80 см цилиндр обмолота был заменен на целых три последовательных барабана-ротора, диаметрами 600, 400 и 570 мм. Меньшие модели получили разделяющие зерно и солому катушки. В совершенно новой по конструкции кабине уровень шума был снижен до 77 децибел. Стандартными опциями комбайна стали компьютерный контроль потерь обмолота зерна, до 20 градусов регулируемый наклон жатки, климат-контроль, пневматическая подвеска сиденья, электрические зеркала заднего вида.
 
Фирменным цветом новой продукции стал красный, по аналогии с цветом техники нового собственника - Case IH. Некоторое время уже изготовленные комбайны Fortschritt перекрашивались в красный цвет и с логотипом Case отправлялись на экспорт. Ситуация доходила до анекдотической. Так в Казахстане, где очень много солнца, начала сходить красная краска с логотипом СF. Под ней проявилась бело-синяя качественная покраска и знакомый логотип, начинающийся на буквы Fortsch…
 
Однако производство Case в Нойштадт, Северная Саксония не прижилось по причине дорогой рабочей силы. Сейчас обороудование работает в г. Плоцк, Польша где на нем производят комбайны New Holland концерна NHC (ранее Cfse IH).